Пятница, 26.04.2024, 00:34
668570 Избушка ,,Дефендеры ГЕНРИ,,
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Добрый человек · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 5 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Форум » Путешествия и мероприятия » Фотоотчеты » В Беларусь на Ниве (отдохнуть и набраться впечатлений)
В Беларусь на Ниве
ПростолюдинДата: Среда, 04.12.2013, 13:51 | Сообщение # 61
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Точка №16б - Гродно. Коложская церковь N53°40'42,17" E23°49'07,24"

Просмотреть увеличенную карту

Великолепным памятником православного зодчества XII века является Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно - жемчужина белорусской культуры. Отличительная особенность храма - разноцветные керамические кресты и камни на внешней поверхности стен. Внутренние стены заполнены голосниками (кувшинами, замурованными в стену горлышком наружу), которые таким образом улучшают акустику храма.











Из Ипатьевской летописи под 1183 г. нам известно о пожаре церкви в Гродно: «Того же лета Городен погоре всь и церкы каменая от блистания молние и шибения грома».
Разрушение Коложской церкви началось вскоре после перехода Гродно Литве, и было связано с неоднократными нападениями немцев, пожарами и опустошениями города.

Документы начала XVI века, связанные с восстановлением памятника Богушем Богувитиновичем, указывают, что церковь «несколько десятков лет стояла опустевшая и обвалилась и службы божьей в ней не было» и что Богувитинович «тую церковь оправил и некоторыми тостями, колоколами и многими другими вещами надал и наложил».

В 1720 году размытый Неманом обрыв подошел вплотную к храму, вызвав наклон его стен, и вскоре первым историком памятника И.Кульчинским были предприняты попытки предотвратить полное обрушение храма.

Середина XIX века была трагичной для Коложской церкви. Неман все сильнее разрушал гору. В 1840 году появилась угрожающая трещина в западной стене здания. Пока тянулась волокита с вопросом об укреплении осыпей, обрыв в 1845 году подошел уже к самой стене храма. В ночь с 1 на 2 апреля 1853 года южная стена и часть западной стены здания обрушились в Неман. С поразительной косностью и равнодушием отнеслись светские и духовные чиновники к укреплению сохранившейся части памятника.







В 1904 г. возник вопрос о восстановлении Коложской церкви в первоначальном виде «с возведением недостающих частей по образцу существующих».


Сообщение отредактировал Простолюдин - Среда, 04.12.2013, 14:02
 
ПростолюдинДата: Среда, 04.12.2013, 13:51 | Сообщение # 62
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
В 1910 г. были проведены консервационные работы по памятнику, а в 1911 г. заложены ниши и портал северной стены. В 1934 г. появились новые трещины в стенах Коложской церкви, в связи с чем специально созданный Комитет провел мероприятия по укреплению угрожавшего оползанием берегового откоса и, кроме того, осуществил планировку окружающего здание участка до первоначального древнего уровня. Как оказалось, вокруг храма за его многовековую жизнь отложился значительный (до 1,5 м) культурный слой, нарастание которого усиливалось тем, что около апсид и северной стены храма было в XII и XIX вв. кладбище. Удаление этого слоя вернуло зданию его первоначальные пропорции. Такова история Коложской церкви, в итоге которой памятник дошел до нас в виде руин, поставив перед исследователями ряд не разрешимых до конца вопросов о своем первоначальном облике.









В своей статье «Записные листки художника ХХIХ» в 1907 году всемирно известный художник Николай Константинович Рерих писал: «По отношению ко всякому значительному памятнику старины нельзя понятие реставрации разуметь иначе, как поддержание».

Он отмечает, что «в ней еще виден след украшателя», и что «она была устроена с особенным великолепием». Николая Константиновича тревожит судьба этого памятника. «Если Коложской церкви суждено «поддержание», то в каких формах выразится оно?» - задает он вопрос.











http://borisovbel.ru/cbelarus/grodno/grodn_obl_4.htm

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
 
ГенриДата: Среда, 04.12.2013, 16:42 | Сообщение # 63
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 26109
Статус: Offline
Цитата Простолюдин ()

Великолепным памятником православного зодчества XII века является Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно - жемчужина белорусской культуры. Отличительная особенность храма - разноцветные керамические кресты и камни на внешней поверхности стен.



В тесной связи с государствообразующими процессами в IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами.


Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ.





Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.



Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.).





Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева.



На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди.



В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии.

Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства - крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью.

До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно.





В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

(с)



Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 04.12.2013, 19:19 | Сообщение # 64
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 26109
Статус: Offline
В Беларуси Рождество отмечают дважды: 25 декабря по новому стилю и 7 января - по старому. Католики с православными нередко ходят в соборы и костелы вместе. А заодно приобщаются и к более древним традициям - дохристианским. Они давно смешались. Поэтому Рождество Христово и уходящие корнями в языческую эпоху Коляды стали одним праздником, который растянулся на несколько недель и продолжится до старого Нового года.

Традиция отмечать два Рождества и два Новых года давняя. В Беларуси, как и в России, изначально Новый год начинали в марте - это было связано с началом посевной, так как почти все наши предки жили на селе и работали на земле. С принятием христианства "от греков" пришел обычай начинать год в сентябре. Но в конце XIV века часть предков белорусов вместе с литовцами приняла католичество. И с тех пор Новый год отсчитывается с января.

Эта традиция идет еще со времен Юлия Цезаря и введенного им юлианского календаря, в котором год отсчитывался с месяца, посвященного Януарию - богу времени. Отсюда и название - январь. ( В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь с помощью александрийского астронома Созигена провел коренную реформу календаря, в результате которой январь стал первым месяцем года. Связано это было с тем, что с первого января вступали в должность консулы и начинался римский хозяйственный год. Этот календарь получил наименование "Юлианского", называемого теперь "старый стиль".)
Про календарь буквы...

В России, как известно, этот обычай восприняли только во времена Петра Первого.

У белорусских Коляд, возможно, также древнеримские истоки. Само слово происходит от латинского "календы". Так называли первый день каждого нового месяца. А в начале января были особые "календы" - языческий праздник веселья. Христиане трансформировали обряд в хождение со звездой и царями-волхвами.

(с)

От римлян к христианизованым народам перешел обычай праздновать несколько дней в конце уходящего и в начале наступающего года. К этим дням христианская церковь впоследствии привязала праздники от рождения (25 декабря) до крещения (6 января) Иисуса Христа. Этот период празднования верующими православной и католической церквей сейчас называется днями “Зимних святок”.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Пятница, 20.12.2013, 18:17 | Сообщение # 65
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 26109
Статус: Offline
Цитата Простолюдин ()

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Уж скора Новый Год


Дефендер 110. 2008г.
 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 12:55 | Сообщение # 66
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Цитата Генри ()
Уж скора Новый Год

У меня зайти на сайт не получалось biggrin
 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 20:18 | Сообщение # 67
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Точка №17 - Каменецкая башня N52°24'17,15" E23°49'10,31"


Те, кто бывал в Белоруссии или просто интересовался ее историей, знают, что одним из символов белорусского государства является знаменитая Белая вежа – мощная крепостная башня, возвышающаяся посреди древнего Каменца неподалеку от Беловежской пущи – заповедных древних лесов, получивших свое название, по одной из версий, как раз от близкого соседства с башней-крепостью. «Вежа» по-белорусски башня, а белой ее называли потому, что некогда она была побелена известью (этот факт, правда, почему-то упорно отрицают отдельные исследователи)

Такие строения характерны для военной архитектуры средневековой Европы. В Белоруссии подобные башни были в Новогородке (Новогрудке), Берестье (Бресте), Городне (Гродно), Полоцке, Турове. До наших дней сохранилась только одна - Каменецкая, которая упоминается еще в летописях 1289 года как "Каменецкий столп"...


Просмотреть увеличенную карту

В Галицко-Волынской летописи за 1276 год даны известия об основании Каменца волынским князем Владимиром Васильковичем: "И потом вложил Бог благую мысль в сердце князю Владимиру, задумался он, чтобы где-нибудь за Берестьем поставить город..."

Князь Владимир Василькович был человеком образованным и набожным, любил чтение, часто предавался размышлениям о жизни и предназначении человека. Время то было сложное: Русь совсем недавно пережила опустошительное разорение от монголо-татар. Волынь только начала оживать после запустения. Владимир Василькович, ревностный православный христианин, в свободное от государственных дел время (что случалось не часто) предавался любимому увлечению: он был искусным иконописцем. Наверное, в наше время это могло бы показаться странным, но в княжестве к такому занятию князя относились с большим уважением – монголо-татарское разорение заставило людей повернуть свои души к Богу. Об этом «княжеском деле» упоминает известная Ипатьевская летопись, где говорится, что во Владимире-Волынском князь Владимир Василькович расписал храм святого Димитрия Солунского, а также начал роспись построенной им же каменной церкви святого Георгия и Богородицы в Любомле, но из-за болезни так и не завершил задуманного. В 1268 году Владимир Василькович пишет образ Божией Матери (т.н. Каменецкая икона Божией Матери) - икону, сыгравшую в истории Каменца и православия огромную роль.

По приказу князя для постройки нового города был послан «градоруб» Олекса. Под его руководством был сооружён «столп камен высотою 17 саженей. Подобен удивлению всем зрящим на него». Временем строительства, на основании Галицко-Волынской летописи, принято считать период с 1276 года по 1288 год.




Это было оборонительное сооружение, в котором могли поместиться несколько сот человек на каждом этаже, а всего этажей было три. Башню окружили деревянными стенами. Получался своего рода укрепленный замок. Князь любил бывать здесь, ведь Каменец находился недалеко от Беловежской пущи – заповедного места княжеской охоты.





Белая вежа – свидетель событий древнерусской истории, которая, ко всему прочему, считалась в буквальном смысле слова одним из сохранившихся столпов Православия в здешних краях. В самом образе одиноко стоящего в течение сотен лет Каменецкого столпа (как иначе называли Белую вежу) было нечто, сходное с подвигом Симеона Столпника, во имя которого был освящен Симеоновский храм, где настоятельствовал отец Лев Паевский, настоятель каменецкого Симеоновского собора.


Сообщение отредактировал Простолюдин - Воскресенье, 22.12.2013, 20:21
 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 20:20 | Сообщение # 68
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
47 лет простоял святой Симеон на столпе. Еще на заре Православия в Киевской Руси русские люди чествовали подвижника и как Летопроводца. Храм, посвященный Симеону Столпнику, построил в Москве Борис Годунов, вступая на царство. Симеонов день традиционно был днем разбирательства судебных и спорных дел. К тому же этот день – 1 сентября – был днем Новолетия по допетровскому календарю.

Деревянный Симеоновский храм обветшал к концу XIX века, и потому постройка нового, каменного Симеоновского храма, как и реставрация и сохранение Белой вежи, стали главной заботой отца Льва Паевского. Однако многочисленные обращения в местные учреждения не принесли никаких результатов – и реставрация башни, и возведение нового храма были непростыми и дорогостоящими проектами, потому никто и не хотел брать на себя ответственность за их одобрение и реализацию.


Визит в Каменец императора Николая II в 1897 году мог помочь сдвинуть дело с мертвой точки. Отцу Льву удалось добиться встречи с императором. Во время аудиенции 5 сентября священник рассказал самодержцу об истории Белой вежи и Каменца. О том, что башня была центром и оплотом нескольких возведенных вокруг нее деревянных детинцев, которые не пощадило время и людские распри. О том, как, наряду с другими укреплениями, Каменецкий столп верой и правдой служил защите русских земель сначала от ятвягов, а затем от крестоносцев, выдержав три штурма тевтонцев – в 1375, 1378 и 1379 годах. О том, что Каменецкая башня-донжон – это уникальный памятник военного зодчества в восточно-славянских землях; возникнув в Нормандии, этот тип защитного сооружения в XI–XIII веках распространился по Европе, достигнув земель Западной Руси; высота Каменецкого столпа – 16 сажен, диаметр – более 6. О том, что теперь Белая вежа незаслуженно предана забвению, а неблагодарные потомки вместо того, чтобы восстановить символ Западной Руси, пытаются растащить башню на кирпичи, и давно бы это сделали, да древняя кладка оказалась слишком прочной. Заинтересованный рассказом Николай II стал расспрашивать отца Льва о его жизни, служении, Симеоновском храме. Сказав о ветхости храма Симеона Столпника, отец Лев встал перед императором на колени, поднял над головой икону Каменецкой Божией Матери и попросил помощи в восстановлении Белой вежи и постройке нового храма. Растроганный император тут же принял решение оказать содействие и приказал выделить на эти цели 50 тысяч рублей золотом, что по тем временам было очень крупной суммой. Поднесенную ему икону Николай II увез с собой.











 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 20:20 | Сообщение # 69
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Многие полагали, что Николай увез именно подлинную чудотворную икону, однако усомниться в этом заставляет обнаруженное письмо отца Льва Паевского, написанное им и направленное императору еще до аудиенции – на тот случай, если встреча все же не состоялась бы. Вот что пишет священник в этом письме: «Дерзаю преподнести Вашему Императорскому Величеству копию чудотворной иконы Божией Матери и 12 изданий моих кропотливых 25-летних трудов…» Сохранилось и письмо отца Льва в Канцелярию министра императорского двора (от 13 сентября 1897 года), где также речь идет именно о списке с иконы: «Дело было так: известный императорской фамилии живописец Панкрышев (слобода Мстера, Владимирской губ.) в конце августа прислал мне копию образа Божией Матери, помещающегося ныне в алтаре каменец-литовской св. Симеоновской церкви, прося поднести ее государю императору». Осип Панкрышев, к слову, был известным иконописцем, и как раз в 1897 году издал альбом работ к 25-летию своей творческой деятельности. Впрочем, есть вероятность, хоть и небольшая, что, так как аудиенция у императора все же состоялась, отец Лев мог преподнести российскому самодержцу и подлинную чудотворную Каменецкую икону Божией Матери.

Реставрация Белой вежи была проведена лишь в 1903–1905 годах, когда удалось изыскать средства, которые приказал выделить для этих работ Николай II. Строительство же каменного Симеоновского храма было осуществлено лишь в 1912–1914 годах – в ознаменование 300-летия династии Романовых. 14 сентября 1914 года состоялось освящение нового храма. Церковь была построена в ретроспективно-русском стиле, использующем формы московской архитектуры XVIII века: высокая башня с шатровым завершением, пятикупольный свод.





1930-е безбожные не пощадили каменецких святынь: был разрушен Благовещенский храм на горке Кладуче, где некогда пребывал Каменецкий образ Богоматери; уничтожили древнее кладбище и большой поклонный крест, а на их месте построили сараи, дома, разбили огороды.

Сама чудотворная Каменецкая икона была предана забвению.

Но…


В 1998 году во вторник Страстной недели в алтаре Симеоновской церкви Г. Матусевичу была явлена икона. Древняя, с потемневшей краской и потертыми краями. На иконе имелась надпись: «С копии чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской соборной церкви» (так Каменец назывался до 1940 года, чтобы не путать его с Каменец-Подольском на Украине). Внизу иконы были изображены храмы Каменца и Белая вежа.



Стало ясно, что это старинная копия-список (вероятно, второй половины XVI века). О ней, возможно, знал храмовый клир, но не прихожане. Настоятель храма отец Геннадий Сидорук благословил ее передачу на реставрацию каменецкому иконописцу М. Максимовичу. Отреставрированную икону поместили 3 декабря 2000 года на аналой в среднем нефе Симеоновского собора. М. Максимович сделал еще один, большего размера, список, который тогда же был водружен на колонне перед солеей.

Старинный список Каменецкой иконы Божией Матери с изображением храмов Каменца и Белой вежи внизу относится к благодатным месточтимым иконам. Место нахождения самой чудотворной святыни пока загадка. Нам остается надеяться и верить, что она когда-нибудь вновь явиться верующим и возвратиться на прежнее место.

В 2012 году в Симеоновском храме начаты наружные реставрационные работы. Стены будут окрашены в бело-зеленый цвет, а металл на куполах будет заменен на имитацию позолоты. Все работы, которые должны быть завершены в 2013 году, ведутся на пожертвования прихожан.

А Белая вежа (с 1950 года башня является филиалом Брестского областного краеведческого музея), которая видна за два десятка километров, как и много столетий назад, гордо возвышается почти на самой границе Русского мира, как бы оберегая и заповедную Беловежскую пущу, и нашу землю (с)


http://www.pravoslavie.ru/put/60523.htm



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:03 | Сообщение # 70
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Из Каменца в Брест... Классика жанра. Без коментариев biggrin








 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 22:49 | Сообщение # 71
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Точка №18 - Брест и Брестская крепость

Старый, низкорослый Брест (Брэст по-белорусски) находится на северной стороне реки Мухавец на границе с Польшей. По году первого упоминания (1019) Брест — четвёртый город в Белоруссии, раньше упомянуты только Полоцк (862), Витебск (974) и Туров (980). За свою историю город не раз менял свою государственную принадлежность; сейчас находится на самом стыке территорий Европейского союза и Содружества Независимых Государств, вблизи места, где сходятся границы трёх стран — Белоруссии, Украины и Польши. Брест - это областной центр, в нем расположены крупные промышленные предприятия, тритаможенных пункта, а в 12 км от города - аэропорт.



Древнее название Бреста — Берестье. Город впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1019 годом в связи с борьбой князя туровского и великого киевского Святополка Владимировича с его братом, в то время новгородским князем Ярославом Мудрым за великокняжеский киевский престол. Название происходит, скорее всего, от слова «берест» (вид вяза) или от «береста» (наружный слой коры берёзы) В 1863 году путешественником Павлом Шпилевским была записана легенда о происхождении названия Бреста, связанная с путешествием в Великое княжество Литовское одного богатого купца со своими товарищами. Неожиданно дорогу обозу преградило болото, вокруг которого росло много берёз. Путники срубили деревья и по берёзовому настилу смогли пройти топь. Вышли они к острову, который был образован большой рекой и маленькой речкой, впадающей в неё. За то, что всё прошло удачно, купец решил отблагодарить языческого бога Велеса и построил на острове капище. Через некоторое время, возвращаясь из Литвы, где была удачная торговля, купец и его товарищи опять остановились у Велесова капища, построили избы и основали город, который назвали Берестье.

Город разделён на две части рекой Мухавец (через реку переброшены четыре автодорожных и два железнодорожных моста). К северу от реки находятся кварталы исторического центра (застроенного одно-двухэтажными домами конца XIX — начала XX века), обширные кварталы, застроенные частными домами, застроенный многоэтажными жилыми домами микрорайон Восток, а также районы заводской застройки. К югу от Мухавца активно развиваются новые районы массовой застройки Ковалёво, Вулька.












Главная улица города — проспект имени П. М. Машерова (переходит в улицу Московскую). Основная пешеходная улица Бреста — улица Советская, прорезающая центр города, пересекаемая бульварами.

























Сообщение отредактировал Простолюдин - Понедельник, 23.12.2013, 02:37
 
ПростолюдинДата: Воскресенье, 22.12.2013, 22:49 | Сообщение # 72
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Главным туристическим объектом Бреста традиционно считается мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», а также археологический музей «Берестье», находящийся на территории мемориального комплекса, музей спасённых ценностей и музей железнодорожной техники. В Бресте сохранилось несколько зданий, являющихся памятниками архитектуры: массивный Свято-Николаевский гарнизонный собор (1856—1879), железнодорожный вокзал (1886, сильно перестроен), Свято-Николаевская братская церковь (1904—1906), Свято-Симеоновский кафедральный собор (1865—1868), Крестовоздвиженский костёл (1856) и др. Определенный интерес, как памятники средневекового города, представляют также руины монастыря бернардинок (XVII—XVIII в.), коллегиума иезуитов и Петропавловской базилианской церкви (конец XVIII в.), в здании которой впоследствии был подписан Брестский мир. Среди памятников в городе выделяется Памятник Тысячелетия Бреста, открытый в 2009 году.



















Сообщение отредактировал Простолюдин - Понедельник, 23.12.2013, 01:19
 
ПростолюдинДата: Понедельник, 23.12.2013, 02:02 | Сообщение # 73
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Брестская крепость (N52°05'06,94" E23°40'07,44" - вход в мемориал)

Просмотреть увеличенную карту

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет...
И ставит,
ставит
обелиски.


К. Симонов, 1971

Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения о взятии Брест-Литовска, захваченного в бумагах разгромленной 45-й пехотной дивизии (хранилось в Архиве МО СССР, оп.7514, д.1, л.227-228) в феврале 1942 года в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск.

К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось 8 стрелковых батальонов, 1 разведывательный, 1 артиллерийский полк и 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей (штабы дивизий и 28-го стрелкового корпуса располагались в Бресте), всего около 9 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений (31-й и 34-й пехотными дивизиям 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии). По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

В первый день войны, 22 июня в 4:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Волынском и особенно на Кобринском укреплении, где дело дошло до штыковых атак.

В ночь на 22 июня в форте было около 9000 человек и 300 офицерских семей. На противоположном берегу реки была сосредоточена 45-я пехотная дивизия (около 17 000 человек). Потери Вермахта составили 1121 чел. убитыми и ранеными (453/668), что составляет 7 % от штатной численности дивизии (5 процентов от общих потерь гитлеровской армии на всем советско-германском фронте за первую неделю войны). Потери Красной армии составили: от 5000 до 6000 солдат попали в плен, около 2000 были убиты.

По материалам «Боевого донесения о взятии Брест-Литовска» в газете «Красная звезда» от 21 июня 1942 года была напечатана статья полковника М.Толченова «Год тому назад в Бресте» (Брестская крепость. Путеводитель по местам боев./Ред. Гнедовец П. П.-М.:Воениздат, 1965, с.36.-120 с.). В 1948 году в «Огоньке» появилась статья писателя Михаила Златогорова «Брестская крепость»; в 1951 году художник Пётр Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, а также поддержавшему его инициативу Константину Михайловичу Симонову. В 1955 году опубликована героическая драма Сергея Смирнова «Крепость над Бугом», в 1956 году выходят документальная повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость», а на экраны мира художественный фильм по сценарию Константина Симонова «Бессмертный гарнизон» (почётный диплом МКФ в Венеции).
 
ПростолюдинДата: Понедельник, 23.12.2013, 02:05 | Сообщение # 74
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline
Совет Министров БССР Постановлением от 23 июля 1966 г. № 295 утвердил творческую группу и поручил ей выполнить проект памятника защитникам крепости. В течение 1967-1969 гг. авторский коллектив разработал окончательное решение всего мемориального комплекса, выполнил модели и рабочие чертежи всех сооружений комплекса и его благоустройства.



Главный вход в мемориальный комплекс представляет собой врезанный в вал железобетонный параллелепипед с высеченной в нём пятиконечной звездой. Блок поддерживается откосом крепостного вала. Ширина прохода Главного входа – 18,5 м, длина железобетонного блока – 44 м, высота – 10 м, ширина – 35 м. На строительство израсходовано 700 кубометров железобетона.

Бетонный блок опирается на земляной вал и казематы, частично врезаясь и нависая над ними. Внутренняя конструкция бетонного блока (40x35 м, высота – 14 м) – выполнена в сборно-монолитном каркасе. Внешние перекрытия выполнялись из монолитного железобетона в чистой опалубке, следы которой остались на стенах, придают им своеобразную форму. Стенки прохода облицованы полированным тёмным гранитом, который контрастирует с выступающими в проёме руинами казематов.

Это создает зрительный и эмоционально-психологический эффект. Дополняют его позывные Центральной радиостанции Советского Союза – мелодия «Песня о Родине» композитора И.Дунаевского, голос Ю.Левитана, который оповещает о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, песня композитора А.Александрова «Священная война», звуки бомбёжки и стрельбы.

По обе стороны входа – казематы Восточной части главного вала крепости. На кирпичной стене одного из них на доске из серебристого чугуна – отлитые в бронзе тексты Указа Президиума Верховного Совета СССР на русском и белорусском языках о присвоении Брестской крепости звания «Крепость-герой». Звездообразный проём входа раскрывает вид на Центральную часть крепости.



Главный монумент – скульптурное изображение воина и знамени. Это огромная по своим размерам скульптура, состоящая из 200 частей (при линейных размерах в плане до 54 м и высоте более 30 м) возводилась в виде бетонной оболочки, которая крепилась к металлическому каркасу с сеткой внутренних колонн 6x6 м. Тонкая оболочка скульптуры отливалась из бетона горизонтальными рядами по мере установки опалубки из гипсовых форм с креплением её к наружным лесам.

Одним из главных элементов мемориала является стометровый обелиск в форме четырехгранного штыка русской винтовки системы Мосина (трёхлинейки), символизирующий победу над врагом, вечную славу героическим защитникам крепости. Это сложное инженерное сооружение высотой 104,5 м, весом 620 т. В отечественной практике монтаж подобного сооружения, собранного в горизонтальном положении из укрупненных секций, изготовленных в заводских условиях, был осуществлен впервые. Проект Штыка-обелиска разработан Белорусским отделением ЦНИИ «Проектстальконструкция». Он представляет собой листовую цельносварную конструкцию башенного типа. Несущий элемент её имеет в сечении форму восьмиугольника с таврами, примыкающими к серединам четырёх его сторон. Размер у основания – 5x5 м, к вершине уменьшается до 2,6x0,45 м. Штык выполнен из листовой стали толщиной 30x40 мм, по которой крепится декоративная обшивка из титановой стали толщиной 1,5 мм. На облицовку штыка ушло 14 т титановой стали.



В Цитадели, на левом берегу рукава реки Мухавец расположена скульптурная композиция «Жажда». Одна из драматических страниц обороны Брестской крепости – острая нехватка воды. Водопровод был выведен из строя в первый день войны, а лето в тот год стояло необыкновенно жаркое. Клубы дыма, пороховой гари заполняли горизонт. Почерневшие лица бойцов, запекшиеся от жажды губы, свидетельствовали о неимоверных страданиях людей. Вода была необходима для охлаждения пулеметов, раненым, женщинам и детям – всем участникам обороны. Казалось, подходи к реке и бери ее, но подступы к воде обстреливались, ночью берега освещали прожекторы. Много бойцов и командиров погибло, пытаясь добыть драгоценные капли. После войны на берегах рек находили пробитые каски, фляжки, кружки и останки погибших. Создатели мемориала, зная об этой трагедии, решили рассказать о ней, используя мастерство скульптора. Фигура солдата, ползущего к воде с каской в руке, не оставляет никого равнодушным.
 
ПростолюдинДата: Понедельник, 23.12.2013, 02:05 | Сообщение # 75
Авторитет +
Группа: Проверенные
Сообщений: 573
Статус: Offline


В восточной части Цитадели, к юго-востоку от музея обороны, сохранились фрагменты одного из последних каменных зданий старого Брест-Литовска, разрушенного местами до уровня фундамента. Оно было возведено во второй половине XVIII века на месте деревянной церкви Св.апостолов Петра и Павла, построенной при Базилианском монастыре (униатский орден Св.Василия), основанном в 1629 г. Во время строительства крепости здание было перестроено и приспособлено под здание офицерского Собрания. В 1813-1814 гг. здесь размещался штаб формирования русских кавалерийских резервов.
В ходе боевых действий июня 1941 г. здание пострадало, а под обломками рухнувших перекрытий были погребены последние его защитники. В 1958 г. на одной из стен подвальной части нашли кирпичи с надписью «Умираем не срамя». В послевоенное время в самом здании и возле него нашли останки более 130 человек.



Законсервированные руины составляют одно целое с пространством площади Церемониалов, Белого дворца, Инженерного управления, оборонительной казармы. Площадь Церемониалов вмещает 25-30 тыс. человек. В центре архитектурного ансамбля – три яруса мемориальных плит. 18 сентября 1971 г. под плиты были перезахоронены найденные в разное время останки 823 человек. Известные имена – 201 человека – были вынесены на плиты мемориала. В настоящее время под плитами покоится прах 1022 человек и имена 276 бойцов, командиров Красной армии и членов семей увековечены. Имена остальных неизвестны.


В 1851-1876 годах в крепости была построена православная церковь по проекту академика Российской Академии художеств архитектора Давида Ивановича Гримма. Утром 22 июня 1941 года штурмовой отряд фашистов прорвался через Тереспольские ворота на территорию Цитадели. Гитлеровцы захватили клуб и столовую комначсостава. Разделившись на две группы, противник начал продвигаться к Холмским и Брестским воротам. В контратаке, организованной полковым комиссаром Е.М.Фоминым, а также на других участках, фашисты были отброшены к зданиям клуба и столовой, но сумели там закрепиться. Большая часть штурмового отряда была уничтожена защитниками к исходу первого дня войны. Часть отряда, укрывавшаяся в клубе, – к исходу второго дня. Здание не раз переходило из рук в руки. Оно стало одним из последних очагов сопротивления в Цитадели.


Скульптурная композиция «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим» представляет собой изображение трех бойцов, идущих в атаку, жены командира с детьми, раненого пограничника, которому женщина дает глоток воды. В центре помещен пограничный столб с гербом СССР и мемориальной доской. Суть композиции: решительный бой за Родину – символ национального единства.


Сообщение отредактировал Простолюдин - Понедельник, 23.12.2013, 16:30
 
Форум » Путешествия и мероприятия » Фотоотчеты » В Беларусь на Ниве (отдохнуть и набраться впечатлений)
  • Страница 5 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz