Четверг, 28.03.2024, 11:32
668570 Избушка ,,Дефендеры ГЕНРИ,,
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Добрый человек · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Путешествия и мероприятия » Фотоотчеты » Унежма. Берег Белого моря. (Краеведческое путешествие 11-16 Июня 2015. фотоотчет)
Унежма. Берег Белого моря.
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:48 | Сообщение # 16
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Время постройки склада остается загадкой. Скорее всего, построен он в дореволюционные времена – слишком уж удачно поставлен, слишком добротна работа и толсты бревна, слишком хороша форма, простая, строгая и гармоничная. В деревне, однако, его называют «колхозным складом» соленой рыбы, то есть относят к колхозным временам. Возможно, так оно и есть, ведь многие сооружения колхозного периода возведены еще до войны, руками старых мастеров, таких, например, как Иван Филиппович Варзугин, построивший колхозные коровники и конюшни. Воспитанные до революции, мастера эти ответственно и с любовью относились к делу.

.






В пользу дореволюционной датировки говорят, однако, многие факты. В поморских деревнях, не знавших крепостного права, местная власть была общественной и решения принимались на крестьянском сходе. Существовали также и общественные постройки, которые строили и использовали сообща, «всем миром». Это коллективные гумна, где молотили зерно, амбары и магазеи, где хранили муку, рыбные склады, где держали запасы соли и рыбы.









Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:49 | Сообщение # 17
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline



Берег Белого моря от Кеми до Онеги всегда называли Поморским, а жителей
- поморами, и неспроста. Земля в этих краях бедная, болотистая, урожай
на ней вырастить трудно, поэтому вся жизнь этих смелых, закаленных в
борьбе со стихией, свободолюбивых людей испокон веков была связана с
морем. Море кормило, одевало, давало работу. "Море - горе, а без него
вдвое" - говорили поморы. С начала весны и до поздней осени почти все
мужское население Унежмы уходило на заработки на Мурман - бить тюленя и
ловить треску, а вся тяжесть сельскохозяйственных работ ложилась на
плечи женщин. Суда для ловли рыбы - карбасы и шняки - строили сами, в
основном зимой, когда было больше свободного времени. Унежма славилась
своими корабельными мастерами.









Морская вода отступила, шума прибоя не слышно и только далекие крики чаек нарушают остановившееся время.




С береговой линии, в свете яркого солнца отчетливо виден склонивший голову силуэт Николького храма.







Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:49 | Сообщение # 18
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Старинное кладбище.







......................................................................................................

ЗАБВЕНИЕ
Печален вид могилы позабытой.
Сpеди других, ухоженных могил
Та заросла травой и ежевикой...
Живет ли тот, кто прежде к ней ходил?
Кто над вратами в бытие иное
Оплакивал закончившийся путь
Рожденного для жизни в непокое,
Рожденного, чтоб в завтра заглянуть.
Того, кто жил и не мечтал о славе,
Трудом навеки память заслужив.
Но помнят ли его теперь? Едва ли.
Несется дальше жизнь, о нём забыв.




...Немногим из людей дано судьбою
Оставить после смерти имя жить.
Могилы сорной зарастут травою,
Когда настанет срок о них забыть.

(с)



Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:50 | Сообщение # 19
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
«Хозяйкой Унежмы» называли ее в деревне – была она ее душой, хранительницей, защитником и покровителем, а также ее последней жительницей, разделившей судьбу умирающей деревни до своего последнего вздоха. Со смертью Ольги Григорьевны безвозвратно ушла в прошлое и старая Унежма...




Хоронили Ольгу Григорьевну родственники из Малошуйки, оттуда же привезли гроб – наскоро сколоченный деревянный ящик. Долго долбили в холодной, насквозь промерзшей земле могилу – может быть, последнюю в Унежме. Долго, пробираясь сквозь сугробы, без дороги, несли в последний путь маленькое легкое тело. Памятник – простой деревянный крест – поставили летом уже другие люди. Лежит Ольга Григорьевна на старинном кладбище Миронощина, рядом с матерью и сестрой Анфисой, и сторожат ее сон унежемские вараки, и поет ей песни Белое море и, шумят в ее память вековые сосны.


https://www.strana-naoborot.com/Unezhma/book/08_vstrechi/01_og.htm







Выдержка из книги.

..........................................................................................................................

Муська действительно нашлась, сама пришла к Ольге Григорьевне, у нее и прижилась. Хоть и впроголодь (хозяйка и сама жила впроголодь), хоть и в нетопленной избе (сил у старой женщины оставалось совсем немного, топила и готовила не каждый день), но все-таки лучше чем на улице. Да и доброе слово иногда услышишь, и приласкают ее, и погладят. Так бы и жила Муська до весны, но судьба распорядилась иначе.



В феврале 2006 года Ольга Григорьевна умерла. Замерзла в избе, не смогла принести дрова из сеней. Нашли ее рыбаки из Малошуйки, маленькую, совсем потерявшуюся на русской печке, где, очевидно, дольше оставалось последнее тепло. Окоченевшее тело положили на кровать в передней – что еще могли сделать для нее приезжие люди? Надо было ехать за родственниками, племянниками Левой и Алевтиной, живущими в Малошуйке, у которых всегда останавливались Зайкины на пути в Унежму.

Рыбаки притворили дверь в избу, оглянулись в последний раз, и тут заметили кошку, метнувшуюся к ним откуда-то из-за сугробов. Выбралась она из промерзшего дома, ставшего склепом, наверное, через трубу, и ни в какую не хотела заходить обратно, так и жила на улице больше недели. Совсем одичавшая, истощенная до костей, с отмороженными задними лапами и клочковатой вылинявшей шерстью, кинулась она к незнакомым людям, как к последней надежде.



Что же с ней делать? Оставить, бросить? Совсем замерзнет, а ведь живая душа. Сжалились, забрали с собой, отвезли в Малошуйку, где новая временная хозяйка, Алевтина Николаевна, приняла ее, едва живую, в свои заботливые руки. Отпаивала парным молоком, откармливала домашним маслом и творогом. Кошка отогрелась, отъелась, даже отмороженные лапы отошли, новая блестящая шерстка выросла.

(с)



https://www.strana-naoborot.com/Unezhma/book/09_byli/11_muska.htm

...................................................................................................................................



Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:50 | Сообщение # 20
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Мыс Бранница.

Появившиеся новгородские первопроходцы облюбовали место для жительства на мысе Бранница, у Великой вараки, которая защищала от холодных северных ветров. Занимались они рыболовством, охотой и солеварением. Но жить у моря было опасно. «Воры» – так называли всех иностранцев поморы – в любое время могли нагрянуть, ограбить, взять в плен, убить. В истории Беломорья известны многие случаи нападения шведов, финнов и других захватчиков на мирные села. Начиная с Х века захватчики систематически терроризировали жителей Беломорья. Сначала они нападали на селения жителей Терского берега, а затем шли разорять онежан и двинян. В конце XV – начале XVI-го веков, в «смутное время», нападения «соседей» усилились. Воры рыскали по Поморью, проникая далеко вглубь, доходили до Онеги и Холмогор. Не избежала погромов, пожаров и разорений и Унежма.






Жить у моря стало невыносимо, и тогда многие ушли на реку, за десять километров от моря. Там построили дома, завели скот, сенокосы и пашню. К морю ездили и ходили рыбачить и варить соль. Но жизнь на реке многим не нравилась: мало пашни и сенокосов, а море, от которого в основном кормились, было далеко. По мелководной каменистой реке ездить на наволок можно было только в полную воду, пешая дорога шла болотом и грязью.





Многие обитатели деревни стали говорить, что надо идти на наволок, там удобней жить и сообща обороняться от врагов. Но не все соглашались. Появилось две группы: одни хотели жить у моря, другие на реке. Собрался сход. На нем спорили, ругались, но ничего не решили. Тогда сошлись самые старые, самые опытные и договорились положиться на Николая Чудотворца – защитника и покровителя мореходов и рыбаков.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:51 | Сообщение # 21
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
В силу того, что жизнь поморов была прямо или косвенно связана с морем, в Поморье преобладал культ Николы Угодника, как защитника и покровителя. О его популярности говорит поговорка: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». И действительно, едва ли не каждый второй храм здесь был Никольским. Не составила исключения и Унежма, которая больше соседних деревень зависела от моря, т.к. находилась (в отличие от Нюхчи, Кушереки и Малошуйки) не на реке, а непосредственно на морском берегу, была окружена болотами, практически не имела сельскохозяйственных угодий и жила исключительно морскими промыслами.

Святитель Николай известен многими чудесами, в т.ч. способностью усмирять волны морские, а также воскрешением матроса, сорвавшегося в шторм с мачты и разбившегося насмерть. В России он является одним из наиболее любимых и почитаемых святых. Считается покровителем моряков, купцов и детей, а также невинно оклеветанных.



Икона Николая Чудотворца, XVI в., северное письмо.

Вот что говорится о колокольне в «Описи имущества и угодий Унежемского Николаевского прихода Онежского уезда Архангельской области за 1834 г.

Колокольня построена деревянная 1792 года о двух ярусах на каменном фундаменте иждивением прихожан, которая вышиной 5 сажен, шатровая, на ней одна глава чешуею покрыта и на оной крест осмиконечный деревянный. Двери входные в колокольню одне простой работы, на крюках и петлях железных. Три лестницы с поворотом, четыре колокола на ней. Первый 8 пудов, вторый 4 пуда, третий 2 пуда, четвертый 30 фунтов. В оной окон на стенах и ограды около церкви и колокольни не имеется.


Церковь стоит на прочном грунте, в основе которого – скальные выходы. Фундамент из булыжников, положенных под углы срубов. Главным объемом храма является невысокий четверик, срубленный с перевязкой углов «в обло» (с выпусками) и завершенный выразительным повалом. Кубоватое покрытие, обшитое гонтом, завершается единственной главкой на тонкой шейке. Одноглавость является важной отличительной чертой унежемской церкви – в большинстве случаев куб завершался пятиглавием.


1582-83 гг.
Первое письменное упоминание о первой деревянной Никольской церкви в Унежме.

Основанная древними новгородцами, пришедшими сюда в поисках новых земель
и вольной жизни, пережившая трудные годы постоянных набегов иноземных
отрядов и перешедшая во владение московского царя после падения
Новгородской республики, Унежма в 1591 году была подарена Соловецкому
монастырю в награду за строительство Сумского острога и была вновь
возвращена "в казну" только при Екатерине Второй. В наследство от
монастыря здесь остались соляные варницы и несколько келий монахов,
сохранявшихся до середины XIX в. В 1848 году на их месте были построены
причтовые дома.


1910 год стал последним созидательным годом в жизни унежемского церковного ансамбля. Три престола простояли «крепко и непоколебимо» еще 20 лет, даже революция 1917 г. не сразу пошатнула их. Конец настал в 1930 г., когда в Унежму пришел колхоз.

https://www.strana-naoborot.com/Unezhma/book/04_church/ch_part1.htm


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:52 | Сообщение # 22
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline


В 1931 г. колокольню свалили по решению сельсовета. В новой просторной трапезной устроили клуб, в четверике – пожарное депо. Перед войной, когда народу в деревне стало мало, клуб перевели в пустующий дом, а в церкви устроили склад. В военные годы на ней был оборудован пункт наблюдения за воздухом (Унежма оказалась в прифронтовой зоне). После войны полы, потолки и нижнюю часть наружной обшивки разобрали на ремонт скотных дворов. Затем там был устроен коровник, для чего в северной стене прорубили широкий проем. С развалом колхоза церковь стояла пустая, постепенно разрушаясь. Жители одноименного поселка на железной дороге, приходящие в деревню на рыбалку, хотели разобрать ее на дрова, но заброшенную святыню отстояла старейшая жительница Унежмы, Ольга Григорьевна Куколева, заслонив ее своим телом.


Годы и десятилетия стоит храм одиноко. Умирает, разрушается как и стоящие рядом дома...
Много повидал он на своем веку и любовь и веру и унижение новым мировоззрением.
Стоит безмолвно склонив купол к Селу и погосту и ждет своего окончательного разрушения.
С обрушением храма оборвется нить связывающая нынешнее поколение с историческим прошлым и унесет с собой в многовековую летопись Унежмы.
И только в книгах благодарных унежомов, будет покоится память о Поморском селе.
Горько смотреть как умирают дома, храмы в которых была жизнь, теплился огонь, была Вера.








Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:52 | Сообщение # 23
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline





Причтовые дома перешли колхозу и были, вероятно, разобраны на дрова – ни один из них не сохранился, не говоря уже об ограде и поклонных крестах. Старое церковное кладбище заросло травой, и сейчас ничего не напоминает о его существовании. Где-то там, в траве, находится, наверное, и могила строителя новой трапезной, священника Василия Соколова.




https://www.strana-naoborot.com/Unezhma....nie.htm


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:53 | Сообщение # 24
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
В начале 1960-х здесь уже не было ни колхоза, ни школы, ни почты. Железная дорога обошла деревню стороной, строить автомобильные дороги через болота было уже не для кого. Так и осталась Унежма оторванной от современной цивилизации. В 1970-х годах закрылся последний магазин, оставался, правда, телефон - наследство еще довоенного времени.




Телефонную линию много лет подряд поддерживал житель Унежмы В.П. Евтюков - чинил оборванные ветром провода и покосившиеся столбы на всем протяжении линии от Нюхчи до Кушереки - 20 километров в одну сторону и 30 в другую. Но с его смертью оборвалась и эта последняя ниточка, связывавшая Унежму с внешним миром.






Телефонные столбы (единственная чужеродная вещь, привнесенная веком двадцатым в эту, словно законсервированную в веке девятнадцатом, деревню) до сих пор маркируют старый Поморский тракт почти на всем протяжении от Унежмы до Кушереки. Хотя многие столбы попилили, видимо пытаясь добраться до проводов, которые однако в большинстве своем так сняты и не были.




Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:56 | Сообщение # 25
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Хорошо тут. Ощущается течение времени, умирающая деревушка и много повидавшие тут вараки, каменные горы окружающие маленький островок жизни. Для них это мгновение вечного времени, для нас это многовековая история разных эпох.

Пьем вкусный чай и собираемся в дорогу обратно к лесной избушке.
Главное успеть до прилива.
Петр не удивился тому что два туриста пришли сюда всего на три часа, но этого времени было достаточно что бы понять что Унежма будет ждать. Обещал рассказать ребятам из Малошуйки что тут все таки побывал один из путешественников которые не смогли доехать сюда на внедорожниках зимой....





Петр провожает... Показывает как правильно идти к переправе что у землянке и долго смотрит в след...




Досвидания Петр.

..........................................................................................................................



По берегу идти гораздо быстрее.




Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:57 | Сообщение # 26
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Брод по камушкам. В траве на той стороне видна землянка...






Начался прилив.
Речка взбурлила и потекла вспять.





Решино идти вдоль речки по тропе к избушке и зайти на остров.
Дорожка теряется в высокой траве, навигатор показывает азимут но потом опять находит тропинку.



Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:57 | Сообщение # 27
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Избушка нас приветливо встретила в 20.00
Поезд уходит от станции завтра в 13.40.
Готовка ужина. Греится вода и неторопливые сборы в дорогу в ночь к станции.
Хватило часа что бы поужинать, прибраться, избушка пополняетя инвентарем и одеждой.
Решено идти по тропе лесом с заходом на порог Падун.




Досвидание избушка.



Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:58 | Сообщение # 28
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Лес наводил страахи. Тут не обычный лес. Много завалов и солнышко изредко пробивается лучами.
Шум порога был приглушенный.










От Падуна решено идти лесом, хоть он и страшный и весь в завалах но идти по твердому грунту легче.
На пути есть кострище, место стоянки, очевидно тропа пошла к пикнику перед Черным болотом, но навигатор показывал азимут дальше по берегу речки.


Это уже была звериная тропа, ветки деревьев заставляли иногда ползком пробираться.
Инспектируются рюкзаки на предмет порванностей.
Стали все чаще и чаще встречаться следы мишки, совсем свежие. Слева речка журчит справа темень и большие корневища поваленных деревьев. Время почти полночь, время прогулок для косолапых в самый вакурат, идти по берегу становится опасно. Берег уже крутой обрыв в два три метра, а правее завалы и крутой подьем. Темень.
Навигатор стал очень медленно отсчитывать метры.
Сказочный лес.

Азимут вел пока не уперлись в крутой высокий не проходимый берег. Внизу вода и крутая стена. Штурм подъема по вертикальному склону и выход на болотину и потом на уже знакомый зимник.

Отдых, перекур. Мой дорожный навигатор Гармин 710 с дополнительным автономным питанием, сказал что аккумулятор заканчивается ( 30 часов хватило 2 амперному 12 вольтовому аккуму), свою миссию выполнил. Теперь в основном туристический (работает уже от второго комплекта батареек), для информации километража до прибытия к промежуточным точкам.
Черное болото позади, ,,пикник,, и самый болотистый участок то же. Трудно сказать что лучше идти по болоту на открытой местности или по темному лесу ночью. Разные дорожки и разные имоции.
..........................................................................


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Среда, 01.07.2015, 02:59 | Сообщение # 29
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25573
Статус: Offline
Ночь на Севере в Июне достаточно светлая, если нет низких и мрачных туч то в полночь светло как днем.



Решено идти по тропе по которой ходят местные жители от зимника, но то ли не та тропа, может так все ходят, но получилось реально идти по болоту ночью, где сапоги засасывало и приходилось прыгать с кочки на кочку.
Тропа начинается на повороте за ручьем и место обозначено стоянкой.


Тропинка растворилась в болотном покрывале. Иногда видны следы вездехода.

Иногда попадались бревнышки которые давали возможность делать передышку наслаждаясь утренним рассветом.
В 2 часа ночи в центре бескрайнего болота это хорошая имоция для организьма.



Стало немного жутковато из за надвинувших облаков, погода менялась.
Накрапывал дождик. Болото стало совсем серым, солнышко так и не пробилось сквозь облака, одежда изрядно подмокла. Навигатор упорно не хотел уменьшать расстояние до железной дороги. Шесть километров в ночи на долго запомнятся




Ближе к лесу, видна тропа значит путь был правильным? Дождик закончился, запели птицы...



К четырем утра выход на рельсы.






Поезд тихо стучал колесами, пассажиры пили чай, а за окном проплывали мгновения как во сне и не верилось что это было реальностью.
Досвидания Унежма.
.................................................................................................

В Обозерской пересадка, до поезда всего 4 часа. В магазине что рядом с вокзалом ждала курица вкусно изжаренная в гриле, вода, сигареты, шоколад и устроился пир прямо на вокзале.

В 23.10 пришел поезд. 16 Июня снова погружение в наш привычный образ жизни.

Жпс координаты и карты путешествия при входе на сайт. тут http://www.дефендеры-генри.рф/forum/41-898-1

..............................................................................................................

П.С.

Подробнее про забытое село можно узнать на Персональном сайте Елены Федосеевой.
~ СТРАНА НАОБОРОТ ~



Цель этой странички – сохранить хотя бы память об Унежме, если ничем другим помочь ей уже нельзя. Здесь вы найдете материалы по истории деревни, фотографии, выдержки из краеведческой литературы, личные впечатления автора, проводившего здесь отпуск с 1987 года, туристские отчеты, а также свидетельства очевидцев былого расцвета и нынешнего заката деревни.

https://www.strana-naoborot.com/Unezhma/unezhma.


Дефендер 110. 2008г.
 
Форум » Путешествия и мероприятия » Фотоотчеты » Унежма. Берег Белого моря. (Краеведческое путешествие 11-16 Июня 2015. фотоотчет)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz