Продолжение. Начало тут. Надгробные плиты в осенней прогулке. ................................................................................................. Зимняя прогулка.
Тема надгробных плит по которым нада ходить, затронула исторический момент. Эпоха Рюриковичей ажна от 862 года, когда были Изяславичи, Ростиславичи, Святославичи и династия Ивана Калиты, закончилась правлением после смерти, бездетного царя Федора Ивановича. 17 января 1598 года в Москве скончался «блаженный» царь Фёдор Иоаннович, сын кровавого Ивана Грозного. Кончина кроткого и набожного государя ознаменовала собой конец многовековой истории династии Рюриковичей на русском престоле. На протяжении более чем семи столетий потомки легендарного Рюрика неизменно были великими князьями Руси и затем царями России Семь веков правили. Наступает эпоха Романовых. 300 лет правили. Историки нам опишут все в подробностях события предшествующие становлению Дома Романовых. Википедия будет информировать вакурат.
Федор Никитич Романов был одним из двух – наряду с Борисом Годуновым – основных кандидатов на царский престол. Однако победителем в этой борьбе вышел Борис Годунов.
Овладев троном, Годунов в 1600-1601 годах подверг опале почти всех Романовых, обвинив их в заговоре против себя. Старшие из рода Романовых оказались пострижены в монашество и сосланы в северные монастыри, где их старшие дети умерли.
Маленького Мишку Романова сына Филарета ( Фёдора Никитича Романова) привезли в Макарьев монастырь и отдали на воспитание настоятелю Давиду Хвостову. Причём вход в келью Михаила был через келью игумена Давида, так что настоятель был не только воспитателем, но и хранителем будущего царя. Провёл Михаил здесь несколько лет. После смерти царя Бориса в 1605 году, при Лжедмитрии I, инокиня Марфа, получила свободу и по пути домой забрала наследника. (Инокиня Марфа мамаша Мишки, Ксения Ивановна в миру) Специально обученные люди (с), (историки) указываю даты с точностью до дня.
Романовы в 1605 – 1612 годы
Поразительные события, связанные с падением Годуновых и воцарением в Москве Лжедмитрия I-го, принесли Романовым освобождение. В 1605 году все они – Филарет Никитич, Марфа Ивановна, Михаил и Татьяна – наконец собрались в Москве. Вскоре Филарет был возведён в сан митрополита и поставлен во главе старейшей русской епархии – Ростовской митрополии. Однако последующие бурные события начинающейся великой Смуты вновь разметали их семью. В октябре 1608 года во время захвата Ростова войсками Лжедмитрия II-го (“тушинского вора”) Филарет был схвачен и с позором увезён в ставку самозванца, в село Тушино, где Лжедмитрий II неожиданно встретил его с почётом и провозгласил патриархом (что было, конечно, незаконно, но “тушинскому вору” нужен был свой глава русской церкви в противовес законному патриарху Гермогену). Проведя почти два года в тушинском лагере на странном положении полусоюзника-полу-пленника, Филарет после краха Лжедмитрия II-го вернулся в Москву. Вскоре произошло свержение царя Василия Шуйского и к власти пришла группа бояр (“семибоярщина”), для преодоления династического кризиса выступившая за возведение на русский престол сына польского короля Сигизмунда III Владислава (в действиях “семибоярщины” обычно видят только предательство национальных интересов, но в них была и своя логика: старая династия со смертью Федора Ивановича пресеклась, “выборные” русские цари принесли стране только беды, значит, нового государя надо искать среди рождённых на троне и единственная реальная кандидатура – королевич Владислав, если, конечно, он перейдёт из католичества в православие). Для переговоров об этом с польской стороной в сентябре 1610 года под Смоленск, осаждаемый королём Сигизмундом, было отправлено “великое” посольство во главе с князем В.В. Голицыным и митрополитом Филаретом. Переговоры под Смоленском тянулись долго. В ходе их Сигизмунд неожиданно стал требовать призвания на русский престол не своего сына, а самого себя. Большая часть членов русского посольства, вопреки данным им наказам, согласилась с притязаниями Сигизмунда и была отпущена в Москву, меньшинство же во главе с владыкой Филаретом упорно отказывалось принять условия короля. Всё завершилось тем, что в апреле 1611 года непокорная часть делегации была арестована и отправлена в Польшу. Филарет был отвезён в Мальборгский замок, бывший центр Тевтонского ордена, где ему пришлось провести пленником восемь долгих лет.
В августе 1612 года к городу подошло ополчение К. Минина и Д. Пожарского, совместно с казаками продолжившее осаду столицы. Несмотря на голод, поляки, надеясь на помощь идущего к Москве короля Сигизмунда, продолжали обороняться. Лишь 22 октября в ходе общего штурма был взят Китай-город, а вскоре капитулировал и польский гарнизон в кремле. Накануне капитуляции – 24 октября – поляки выпустили из кремля находившихся с ними русских бояр. Когда бояре – а среди них была и Марфа Ивановна с сыном – вышли из ворот Троицкой башни на каменный мост через Неглинную, казаки едва не перебили их, но руководители ополчения не допустили расправы. В первой половине ноября по большой Вологодской дороге в Домнино из Костромы приехали мать и сын Романовы. Вместе со всеми домнинцами хозяев встречал, конечно, и Иван Сусанин.
Однако, скорее всего, Марфа Ивановна и Михаил пробыли в Домнине лишь несколько дней, и село это вообще не было главной целью их большой осенней поездки 1612 года. Есть достаточно убедительные свидетельства того, что мать и сын Романовы, выехав из Москвы, направлялись в Макариев монастырь на Унже, чтобы у гроба преподобного Макария Унженского и Желтоводского помолиться об освобождении Филарета Никитича из польского плена.
Сообщение об этом содержалось в житии Макария, списанном в начале XVIII века с другой, более старой, рукописи и хранившемся до революции в Макариево-Унженском монастыре.
В житии сказано, что Марфа Ивановна и Михаил прибыли в монастырь “из костромских предел из вотчины своея”. Вотчина эта – безусловно, село Домнино. Следовательно, выехав из Москвы в конце октября 1612 года, Романовы проехали по ярославской дороге через Троице-Сергиев монастырь, Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, прибыли в Кострому, посетили Домнино (где провели, видимо, несколько дней) и затем отправились на Унжу. Таким образом, они проследовали тем самым маршрутом, который в точности повторят спустя семь лет – в 1619 году. Следовательно, богомольный характер путешествия, предпринятого Марфой Ивановной и Михаилом поздней осенью 1612 года, не вызывает сомнений. Наверняка, они давно уже собирались на Унжу, но, находясь в осаде в Москве, не могли туда выехать.
.................................................................................. Бла-бла-бла. Когда Минин наводил порядок в кремлях изганяя поляков, Романовы Мать с сыном осенью 1612 года сначала уехали в Кострому потом в село Домнино. Польско-литовские шляхтичи искали будущего наследника престола, нарвались на Сусанина. Тот был в скверном настроении и провел экскурсию по местным болотам. Романовы тайно покинули имение и поехали в Макарьев монастырь что на реке Унжа. Там укрылись и тем самым спаслись от преследователей. Святому Макарию пожаловались в молитвах на смуту и просили помощи. Святой их услышал. Михаила избрали царем.
Призвание романовых на царство.
-Пожалста, будь нашим царем, а мы тебе шапку дадим.
Отца вернули из плена и в 1619 году Романовы снова едут в Макарьево-Унженский монастырь уже с благодарственными молитвами. Филарет, отец царя который стал патриархом Всеяруси, вернувшись из плена канонизировал Макария и ваще поставили в один ряд с Сергиевой лаврой. Макарий был первым святым, который был прославлен при Романовых для всероссийского почитания.
Романовы обитель благоволили, щедрые пожертвования, начали воздвигаться величественные каменные храмы все в золоте, получает много земель, вклады в ризницу. Некоторые вещи для службы инокиня Марфа шила сама – её пелерины до сих пор хранятся в музее Ипатьевского монастыря. Так получилось, что сегодня Кострома известна как вотчина Романовых, но на самом деле вполне может быть так, что Михаил Фёдорович в Костроме был всего-то несколько дней, а здесь он провёл годы. Макарьево-Унженский монастырь, конечно, незаслуженно забыт всеми и вся, а ведь именно он – колыбель новой царской династии.
Что сегодня и как выглядит монастырь для этого я и отправился в зимнюю прогулку на Унжу в Костромской области. Дефендер 110. 2008г.
Велика и разнообразна милость Божия, и человеколюбие Господа нашего Иисуса Христа, и благодать Святого Духа, дарованные обильно человеческому роду. Говорю вам, братья доблестные, христолюбивые послушники, чада церковные, сыновья света и причастники Царства Небесного, и не от своего сердца изношу слова, — в душе грешной не рождается ни дела доброго, ни слова полезного, — но творю повесть эту о чудесах преподобного отца нашего Макария.
Неизмерима небесная высота, неиспытана преисподняя глубина, как несчетно песчинок на морском берегу или число звезд. Таково же и таинство Божественного домостроительства: велика и неизреченна милость Божия на человеческом роде, помилованы мы были ее ради, и поэтому должны сейчас, братья, петь и прославлять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исповедуя великие его чудеса, которые он творил через своих святых, среди которых и блаженный отец наш Макарий. Желание похвалить его ныне движет нашим языком и заставляет вспомнить это преславное чудо. http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-....ogo.htm
Город Макарьев на Унже находится в границах поездки выходного дня, поэтому в маршрут зимней прогулки были включены старинные города и тихие места в Костромской области. Маршрут тут Дефендер 110. 2008г.
Город встретил меня чищеными дорогами, не торопливыми жителями и характерным дымком и запахом печных труб. Воздух свежий, тишина. Многие дома украшены огоньками в предверии Нового 2022 года.
Ночная прогулка по городу началась с осмотра обители преподобного Макария..
Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь. 1439 г.
В монастыре шли приготовления к ночной службе. Прихожане шли и шли, Много прихожан идут не торопливо, останавливаются крестятся. Ночная служба в новогоднюю ночь проходит в полумраке. В храме работает буржуйка, прохладно. Бросается в глаза не торопливость прихожан и священников. Все видят что я приезжий. К приезжим в Макарьеве относятся с уважением не только в монастыре но и повсюду. Комплекс монастыря огромен. Из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский — Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария. Ранее в Макариево-Унженском монастыре было до нескольких сот насельников, сегодня — 7 человек братии.
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский - Православный монах, который прожил почти 100 лет - с 1349 по 1444 год. Основал несколько монастырей на Руси, самый знаменитый из которых - Свято-Троицкий на берегу речки Унжи, притока Волги. Обитель стали именовать Макариево-Унженским монастырем, а слобода, заселенная неподалеку, стала городом, названным также в честь преподобного Макарьевым.
Макарий проповедовал христианство местным жителям, которые в большинстве своем являлись тюркоязычными чувашами и исповедовали ислам, крестил их в озере. Благодаря Макарию сегодня основная часть чувашей исповедует православие. И язычники почитали блаженного за его добродетель. Язычники же и пищу приносили святому и всей братии, некоторые — пшеницу, а другие — меды, ибо сказано: «Если ты праведен перед Господом, то и сарацинскому сердцу он внушит сделать необходимое тебе. Пусть светит свет ваш перед всеми людьми, чтобы видели все ваши добрые дела и прославили Небесного Отца».
Золотая Орда начала распадаться на мелкие ханства. В те дни пришли злодеи и к Нижнему Новгороду и в его окрестности. И внезапно напали варвары на обитель святого Макария, которая была на Желтых Водах. До основания поганые сожгли обитель блаженного, братию же посекли мечами, как колосья во время жатвы, а преподобного посадил в темницу, но ненадолго.
Согласно Житию, из почтения к благочестию подвижника хан очень быстро отпустил его, а с ним и еще несколько плененных христиан. Слышал воевода варварский о праведности Макария, и с гневом обратился к воинам своим — зачем они столь почтенного мужа оскорбили. Это человеколюбивый Бог десницу простирает тем, кто призывает всем сердцем: даже у нехристиан воевода становится милосердным и дарует свободу Макарию и тем, кого схватили с ним. Правда, хан запретил им селиться на берегу озера Желтые Воды.
По молению святого отпустили 40 мужей христианских, их жен и детей, а также вернули их пожитки.
Блаженный лишь испросил у сарацина немного времени, чтобы похоронить братию, убитую варварами. Погреб он страдальцев по чину, с надгробными песнопениями, и ушел с миром.
фоты из сериала ,,Золотая Орда,,
В Житие идет рассказ как они ходили по болотам, уставшие голодные, поймали лося с ухом ободранным. Но святой запретил им, так как еще не наступило время, когда христианам можно было есть мясо: был пост святых апостолов Петра и Павла. Потом когда запрет на мясо прошел по молитвам лось к ним пришел сам и они все таки его сожрали. Пришел святой из плена к граду, называемому Унжа. Жители города встретили его с великими почестями: знали его как мужа святого и честного, ведущего жизнь по Богу. Все горожане сильно обрадовались приходу к ним блаженного. Преподобный же от младых ногтей любил безмолвие и жизнь, подобную той, которую ведет пустыннолюбивая горлица. Как говорил Иоанн Листвичник: «Вкусивший горнего — легко отвергает дольнее».
Спросил Макарий горожан, нет ли в окрестностях места, которое бы подошло безмолвствующему монаху. И горожане показали ему подходящую местность в 15 поприщах от города. Это был берег озера вблизи реки Унжи, ровный и очень красивый; никто там не жил. Блаженный благословил эту пустыню и поселился в ней. И водрузил он Крест Господа нашего, и вскоре построил себе келью, и жил здесь до глубокой старости, борясь с невидимым врагом — дьяволом. Любя Господа своего, пребывал он в тихом и пустынном месте, ожидая пришествия своего Владыки.
Житие святого Макария Желтоводского наполнено многочисленными чудесами. В 1619 году специальная комиссия по поручению патриарха Филарета занялась подробным изучением биографии Макария и выяснила, что более 50 человек благодаря его молитвам исцелились от болезней. Дефендер 110. 2008г.
Утро. Наступил 2022 год. В полночь как и велено еще Петром Великим народ гулял, устраивал салюты, хлапушки, радовались пришедшему новому году после проводов старого года. У всех он свой был старый год. Погоды пасмурные но не сильно морозные, воздух невероятно чистый и вкусный, дышится полной грудью до лехкага головокружения после замкадья.
Слышно как снег падает.
Город находится на правом высоком берегу Унжи. По левому берегу видна необъятная даль и ширь в Нижегородских лесах.
Дата: Воскресенье, 03.04.2022, 14:43 | Сообщение # 8
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29341
Статус: Offline
Тут принято, что школьники здороваются с незнакомыми людьми старшего поколения, что характерно тут я не увидел ни одного так называемого гастрабайтера с их фирменной шурмой. Летом нада сюда замутить поездку. У речки посидеть борща сготовить.
Дата: Воскресенье, 03.04.2022, 15:34 | Сообщение # 9
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29341
Статус: Offline
Романовы конкрентно обустраивали все что связано с Преподобным. Старший Романов Филарет будучи Патриархом вместе с Марфой со своей женой по сути рулили государством покуда Михаил есчо чертовски молод.
Христорождественская церковь
Первые деревянные храмы на месте, где сейчас стоит Христорождественская церковь, появились в XVII веке. В то время здесь располагалась деревня Коврово, которая принадлежала Макариево-Унженскому монастырю. Первый храм в деревне Коврово появился в 1625 году, когда по благословению Патриарха Московского и всея Руси Филарета настоятель Макариево-Унженского монастыря игумен Зосима перенёс в Коврово из обители старое здание Троицкой церкви с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра.
В храме топилась печка. Готовился к вечерней службе. Заходить внутрь не стал. Полазил вокруг. Народ периодически шастает. Город просыпается, первый день нового года.
С марта 2019 года храм Рождества Христова стал называться кафедральным собором. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.
Кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого καθέδρα (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.
Дата: Воскресенье, 03.04.2022, 15:51 | Сообщение # 10
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 29341
Статус: Offline
В начале 70-х годов XVIII века деревянный Тихвинский храм сгорел. Взамен его был возведен каменный храм в честь Рождества Христова, освящение которого состоялось в 1775 году. Храм имел три престола: главный – в честь Рождества Христова, два придельные – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя святых мучеников Флора и Лавра. Тихвинская икона при пожаре не пострадала и хранилась теперь в новом храме.
В начале XIX века (1830) к храму пристроили высокую трехъярусную колокольню.
В 1910 году подвели электричество. В нынешнее время прочно вошел китайский светодиод и сотовая связь.
Екатерина II она же. Екатерина Алексеевна Екатерина Великая она же Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, дочка строгих родителей. Папа-Кристиан Август Ангальт-Цербстский происходил из цербст-дорнбургской линии Ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля. Мама- Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома. Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Гольштейнскому и основателю династии Ольденбургов. Политика Екатерины II (Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская ) характеризовалась в основном сохранением и развитием тенденций, заложенных её предшественниками. В середине царствования была проведена административная (губернская) реформа, определившая территориальное устройство страны вплоть до административной реформы 1929 года, а также судебная реформа. В 1778 году Макариево-Унженский монастырь, Подмонастырская слобода и село Коврово были объединены в единый населённый пункт – город Унженской области Костромского наместничества, получивший название Макарьев-на-Унже (с конца XIX века — Макарьев), а Христорождественский храм получил статус городского собора.
В исторических документах часто можно встретить ,,после пожара,, и деревянные строения перестраиваюца в каменные. Архивы приэтом сгорают но святыни всегда и везде остаются не тронутыми. Утверждённый в 1781 году и несколько переработанный в 1802 году после пожара, истребившего город дотла, генеральный план Макарьева во многих чертах повторял планировку Костромы. Его заново отстроили по так называемому ,,звездному,, плану. От центральной площади улицы расходятся веером, подобно лучам. На центральной площади старинные купеческие кирпичные дома. Дефендер 110. 2008г.