Пятница, 19.04.2024, 13:50
668570 Избушка ,,Дефендеры ГЕНРИ,,
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Добрый человек · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Путешествия и мероприятия » Фотоотчеты » Кирилло-Белозерский монастырь. 2021 (7 Сентября 2021г. Осенньняя прогулка.)
Кирилло-Белозерский монастырь. 2021
ГенриДата: Суббота, 29.01.2022, 21:43 | Сообщение # 1
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline


Продолжение. Начало тут

ХIII и ХІV века особенно ознаменовались в России расцветом святого подвижничества, пустынножительства, монашества. В этот период времени Россия повсюду наводнена была хищными врагами и мятежниками, но дух монашества сильнее развивался в ней. Народная набожность и уважение к инокам возрастали больше и больше и способствовали умножению монастырей в нашем отечестве: ибо видели в них истинных искателей Царствия Божия и молитвенников о спасении всего человечества. Святые отшельники были по истине «печальниками» и просителями земли родной. В то время, когда предки наши, по выражению истории, молились еще языческим богам в рощах, при реках и озерах, под овинами ставили трапезу роду и роженице, играли игры, иже суть: пласба, гудьба, песни бесовские, жертвы идольские и проч.

«Летопись Кирилло-Белозерского монастыря» за 1893 г.

Кирилло-Белозерский монастырь





Кирилло-Белозерский монастырь был основан монахом московского Симонова монастыря Кириллом, учеником и последователем Сергия Радонежского. Кирилл (в миру — Козьма) из боярского рода Вельяминовых был весьма заметной фигурой в политической жизни Московской Руси рубежа XIV—XV вв. Приняв постриг и став иноком в 1380 г. в Симоновой обители, он через несколько лет был возведен в сан архимандрита этого монастыря.

Архимандрит это главный в монастыре назначается Архиерем.
Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям.



Симонов монастырь






«Кирилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовати место, в нем же можеши спастися». Голос этот сопровождался ярким светом, проникавшим в окно кельи. Выглянув, Кирилл увидел, что сияние исходит с севера, где находилось Белоозеро.
Кирилл Белозерский


Великая радость охватила Кирилла, ибо понял он, что услышала Пречистая молитвы его.

Спустя какое-то время Кирилл неожиданно удалился на Север. Вместе с ним ушел и инок Ферапонт, незадолго до этого побывавший на Севере, где Симонов монастырь имел свою вотчину — село Едому.

.
Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.



Сиверское озеро









Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.


По удалении Ферапонта, Кирилл жил один в молитвенных подвигах и благоговейном природы созерцании, и когда прославлял Бога, его голос сливался лишь с говором волн и с шумом деревьев. Но между тем как он бежал от людей, люди отыскали его. К нему пришли сначала два крестьянина из окрестности, а потом два любимые им инока из Симоновой обители, – Заведей и Дионисий. Это было первое утешение, которое имел в своей пустыне преподобный. Он принял их с любовью и позволил жить вместе с собой. Потом пришел из Симонова и третий инок Нафанаил, который впоследствии был келарем его обители.

Кирилло-Белозерский монастырь состоит из двух монастырей: в XVI веке рядом с Большим Успенским монастырем появился Малый Ивановский Горний монастырь. Сейчас в первом располагается музей, а во второй живет братия.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Суббота, 29.01.2022, 22:44 | Сообщение # 2
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с супругой Еленой Глинской - вымаливать наследника. Наследник - будущий царь Иван Васильевич - действительно, вскоре родился. В глазах современников это выглядело как заступничество преп. Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кирилло-Белозерскому монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. делал богатые вклады.















Река Свияга. утки плавают


Время уже к вечеру. Если в кассе куплены билеты то можно шастать тут до 19 часов.
Во всю идет ремонт стен. Слышны звуки болгарки, автокрана.









Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Суббота, 29.01.2022, 22:56 | Сообщение # 3
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
На роспись ворот («ворота подписати») князь Михаил Семенович Воронцов дал в Кириллов монастырь 45 руб. На правой стороне меньших ворот (при входе в монастырь) на верху до настоящего времени виднеется надпись:
«Изволением Отца и споспешением Сына и совершением Святого Духа при Державе Государя Царя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России Самодержца повелением и благословением игумена Варлаама и по приговору старцев Соборных Кириллова монастыря сии врата большие и меньшие подписал мастер старец Александр своими ученики со Омелином да с Никитою в лето 7094-е месяца сентября во славу всемогущей и животворящей Троицы Отца и Сына и Святого Духа».
Картины, размещенные здесь по стенам, изображают святых греко-российской церкви.





Церковь преподобного Иоанна Лествичника над Святыми вратами была построена в 1569-1572 гг. на вклад сыновей Ивана Грозного - Ивана и Федора. Поэтому ее главный престол и придел были освящены во имя тезоименитых царевичам святых - преподобных Иоанна Лествичника и Феодора Стратилата. Для этого строения характерна тяга к традиционности форм, свойственная памятникам архитектурного ансамбля Кириллова монастыря.



Иван Васильевич Грозный побывал в монастыре три раза: в детстве, в 1545 году, во второй раз по взятии Казани, он приезжал с царицей Анастасией, в третий раз он прибыл с царицей Марией и детьми Иваном и Федором в 1569 году.



Архимандричьи кельи.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Суббота, 29.01.2022, 23:41 | Сообщение # 4
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline


















Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Суббота, 29.01.2022, 23:50 | Сообщение # 5
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Первое каменное сооружение монастыря – Успенский собор, был возведён в 1497 году. Строительство собора происходило в условиях сложного идейного конфликта. Уже при игумене Трифоне (1435—1447), снявшем с Василия Васильевича Темного клятву не искать московского княжения, в монастыре началось противостояние сторонников заповеданного основателем устройства монастырской жизни и новой братии, стремившейся к послаблению строгого устава и увеличению монастырских владений.

Летопись монастыря



Основное строительство в XVI—XVII вв. развернулось на территории Успенского монастыря. Меньше чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь вырос в великолепный город, несомненно поражавший взоры паломников обилием церковных маковок, узорочьем башен, стен, живописностью служебных построек.

Епифаниевская церковь. Владимирская церковь. Успенский собор.







Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 00:13 | Сообщение # 6
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Прежде чем начнем повествование об обители препод. Кирилла, скажем несколько слов о прошлой истории Белозерья и всего северо-восточного края. Там, где ныне красуется св. иноческая обитель Белозерская, основанная в 1397 г. препод. Кириллом, это место, по свидетельству истории, принадлежало некогда одному из трех владетелей древнею Русью – Варяго-русскому князю Синеусу.



Рюрик, Синеус и Трувор, родовитые князья русские, родные братья, по приглашению Новгородцев, окруженные многочисленной Скандинавской дружиной, прибыли в пределы древней Руси в 862 г. и поселились: первый в Новгороде, второй на Белом озере – в области финского народа – Веси, и третий в Изборске в области Кривичей.

Вскоре один за другим умерли Синеус и Трувор, и всей древней Русью завладел тогда старший брат их Рюрик. По смерти же Рюрика владение Русью переходило по праву престолонаследия – в роду Варяго-русских князей – до Владимира.



До основания здесь Кирилло-Белозерской обители, пустынное место было болотисто и никем необитаемо и входило в состав одной из древних пятин Великого Новгорода. До пришествия Новгородцев в эту страну, хотя нельзя положительно сказать, кто населял ее, но, сравнивая свидетельство преп. Нестора, можно думать, что страна Белозерье, равно и полоса земли между Ильменем, Онегою и Невою, до пришествия славян на севере, была населена Чудским племенами.






Историко-статистическое описание


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 00:58 | Сообщение # 7
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Умер преподобный Кирилл Белозерский в 1427 году.
Похоронен у южной паперти Успенского собора.
Иван Грозный когда узнал что над ссыльным князем Воротынским поставили храм, возмутился.

Постройка этой церкви вызвала бурный протест Ивана Грозного, проявлявшего особый интерес к монастырю и противившегося всякому возвеличению в нем боярства. Его резкое по тону и злое послание игумену с братией, начинающееся с уничижительных и бранных слов в свой адрес, кончается запальчивым обвинением монахов в неправедной, корыстолюбивой жизни и пьянстве. «Не бояре у Вас, Вы у них постриглися»,— восклицает Иван с неподдельным негодованием. По словам Грозного, именно бояре «разорили» строгое иноческое житие, именно они оставили гроб Кирилла под открытым небом: «А вы се над Воротыньским церковь есте поставили! Оно над Воротыньским церковь, а над чюдотворцом нет. Воротыньский в церкви, а чюдотворец за церковию!»


буквы

Церковь Кирилла Белозерского 1792г.



С правой или южной стороны главного Успенского собора тесно примыкает небольшой каменный храм, построенный первоначально в 1585–7 годах54, во имя преподобного Кирилла, в котором ежедневно совершаются теперь ранняя обедня, а после обедни непременно служится молебен преподобному у его св. раки. В этой небольшой, уединенной, скудно обставленной, одно престольной церкви, построенной по повелению царскому, покоятся в заднем углу св. мощи препод. Кирилла, под спудом, а над его могилой стоит священная рака с сенью, сооруженная в память его и освящаемая неугасимыми лампадами.

При настоятеле Иоакине Карпинском, в последних годах (1780 г.) церковь сия за ветхостью была разобрана и перестроена в совершенно новом вкусе (1792–94 г.), не соответствующем главному собору, к которому тесно прилегает. Вверху выстроено помещение для ризницы, а верхняя часть прежнего иконостаса вынесена в Евфимиевскую церковь. Но среброкованая рака с ликом на ней преподобного и его деяниями, вычеканенными по сторонам, сохранилась от времен царя Михаила Федоровича.


Боярин его Федор Иванович Шереметев, под именем Феодосия постригшийся в лавре Кирилловой, соорудил сию раку (в 1643 г.), как значится на ее надписи, и украсил стенным писанием самую церковь.










В следущий раз нада приехать со стремянкой, подняться и подкрасить буквы кисточкой и черной краской.
При этом заплатить за вход 1000р.
В храме шла служба. Слышны песнопения. Но заходить я не стал, как то не ловко было наступать на могильные надгробия при входе в храм и на камень с буквами усопшего, встроенный в порог входной двери здания. Но об этом позже.











Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 01:16 | Сообщение # 8
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline

Первая часовня устроена на том самом месте, где некогда находилась в земле келья, или вернее пещера, ископанная препод. Кириллом, в которой он, по прибытии на Бело-озеро, долгое время спасался в уединении. Вторая часовня под каменным навесом поставлена в начале ХVІІІ в. Она и есть собственное дело рук преподобного и срублена им самим из соснового леса для молитвенного храма. Там, до основания церкви, собиралась братия, не смотря на тесноту, ибо в ней не более одной квадратной сажени. Но для немногих молитвенников и этого было довольно в течение первых годов их пустынножительства.





На стене между крестов, едва заметно, висит древняя полустертая икона, как бы указывающая, что это собственно было избранное место обители, потому что тут изображено явление Матери Божией молящемуся Кириллу, когда звала его из Симонова, в пределы Белозерские, тут же написан собеседник его Ферапонт, принесший ему первую весть о неведомом крае. Ибо 600 лет тому назад это место, на котором водворился препод. Кирилл, было почти со всех сторон окружено водою, и густой бор рос на этой малой площадке, где дотоле никогда не было жилья человеческого.












Прошло целых тридцать лет с тех пор, как преподобный Кирилл поселился в Белозерском крае. Обитель его, хранимая незримым покровом Царицы Небесной, стала всюду известна благочестием иноков и святостью своего основателя. Все знали, что никому не отказывал он в милостыне и молитве, в благословении и добром слове.


Дорога была преподобному святость обета нестяжательности.

(Нестяжа́ние — евангельская добродетель, выражаемая в независимости человека от страсти накопительства, чрезмерной привязанности к материальным благам.)

Так некто боярин Роман, каждый год, присылавший к Кириллу по 50 мер ржи, решился обеспечить обитель селом и прислал грамоту. Кирилл, получив грамоту боярина, рассуждал: «если станем иметь села, из того выйдут заботы для братии о земле; явятся поселенцы и рядники, безмолвие иноческое нарушится».
И послал благотворителю такой ответ: «тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Богоматери на пропитание братии; но вместо 50 мер ржи, которые ты давал каждый год, отпускай нам 100, если можешь, – мы будем довольны тем; а селами владей сам, – для братии они не полезны».
Вот как оберегал преподобный святую нищету обители во имя душевного спасения собранной им братии.




Препод. Кирилл служил для всех образцом и, запрещая другим роскошь, сам носил рубище. Любя святое воздержание и постничество, он строго внушал и братии во всем соблюдать воздержность, особенно в пище. Посты по преимуществу строго и благоговейно совершались в обители.




Читая житию Преподобного, где акцент сделан на подвигах пустыножительства, авторам нада как то выруливать с богатым строительством самого монастыря с золотыми иконостасами, серебряной посудой и прочем и с монастырскими землями, вотчинами и солеварнями на Белом море.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 01:49 | Сообщение # 9
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Со второго десятилетия XVI века идеи нестяжателей, весьма распространенные среди братии монастыря, уступают место учению иосифлян, сторонников взглядов Иосифа Волоцкого. Практически их программа сводилась к материальному благосостоянию церкви. Идеи иосифлян находили в какой-то степени официальную поддержку со стороны высшей власти — царского двора и его окружения. Торжество и мощь молодого централизованного государства могли получить свое косвенное отражение лишь в торжественных, великолепно и пышно украшенных строениях, в первую очередь церквах, способных поразить величием и красотою большие массы людей. Именно с этого времени новые каменные здания воздвигаются одно за другим. В 1519 году строится огромная трапезная палата с церковью Введения, в 1523 году сооружается казнохранилище, святые ворота и, наконец, начинает возводиться мощная каменная ограда. Средства, как и раньше, в основном поступают из казны московского великого князя.

буквы



Церковь Евфимия Великого


Хотя препод. Кирилл при жизни своей вначале отказывался лично владеть какой-либо недвижимой собственностью, но в виду крайней необходимости впоследствии он сам заботился уже об обеспечении своей обители земельными участками, которые добровольно жертвовались усердствующими на «дом Пречистой Богородицы» и приобретались покупкой. В жалованной грамоте Белозерского князя Михаила Андреевича Кириллову монастырю, на основании прежних жалованных грамот и купчих крепостей, говорится: «Дала баба моя, великая княгиня Авдотья в дом Святой Богородицы игумену Кириллу село Сандыревское с лесами и с пожнями, да пустоши пожинки Ворсинские; дал отец мой, князь Андрей Дмитриевич в дом Пречистой игумену Кириллу поволок Шотин, да на Волочке село Великое с деревнями.
..............................

Чтобы не казалось нарушением строгого иноческого правила о нестяжательности и во избежание увлечений делами житейскими, препод. Кирилл все-таки при жизни своей не позволял распоряжаться иноку монастырскими селами и участками земли. Но вверял наблюдение за ними и возделывание их «богобоязливу мирянину», который и должен «печаловатися о всяких делах; в монастырь же готовое привозить житом и иными потребами: занеже пагуба чернцем селы владети и тамо частые происхождения творити»






Церковь Архангела Гавриила с приделом Константина и Елены была построена в 1531-1534 гг. при игумене Феодосии, по повелению и на средства великого князя Василия III, по случаю рождения сына. Главный престол был освящен в честь дня рождения великого князя (26 марта), а придел - в память небесных покровителей великой княгини Елены Васильевны - царя Константиана и матери его Елены.

Церковь во имя св. Архангела Гавриила каменная, холодная, с приделом царей Константина и Елены внутри алтаря с полуденной стороны. Это залог благочестия Великого Князя Василия Иоанновича, который вместе со своею супругою Еленой Васильевной, из рода Глинских ходил на дальнее богомолье в Кириллов, чтобы испросить себе сына наследника Русскому царству, и плодом сей молитвы было рождение сына Иоанна. С тех пор, по словам летописца, Великий князь имел особенное усердие к обители Преподобного, даже умирая, пожелал он постричься на ее имя, и уже не державный Василий, но смиренный инок Варлаам предал дух свой в руки Божии. Грозный сын его Иоанн, испрошенный молитвами преподобных, скончался также пострижеником Кирилловой обители. Обитель таким образом, кроме других именитых иноков рода княжеского или боярского, имеет вписанных в списке своих Диптихов ( словом диптих стали называть списки имён, поминаемых во время литургии в древней церкви.) и сих двух державных – Варлаама и Иону. За год до своей кончины соорудил великий Князь храм Архистратигу, в память дня своего рождения, с приделом Ангела своей супруги, и с того времени бывали здесь заздравные или поминальные трапезы в сии дни. Теперь церковь эта находится в неприглядном состоянии от ветхости, старый иконостас ее весьма простой формы не изящного письма свидетельствует только о древности храма.


«Летопись Кирилло-Белозерского монастыря» за 1893 г.
Википедия про эти буквы не знаит.

Церковь Введения правее церковь Архангела Гавриила


По канонам храмостроительства, ориентирование храмов всегда было на восток алтарем. Главный вход на запад.
Построили первый Успенский собор в компас не попали и через 50 лет строят рядом большой собор св. Архангела Гавриила ( у Василия 3 сын родился) и вапще в компас не попадают ориентирован, так же как и церковь Евфимия Великого, больше на Юг, на юго-восток.
Историки нам придумают естественно какую ни будь сказку, но в это время по указу того же Василия 3 и по тем же причинам, сооружается второй храм в малом монастыре, собор Иоанна Предтечи, но там ориентировка другая.
Одновременно две строительные площадки а теодолиты разные.
Но это есчо не все.

Церковь Введения еще сильнее ориентирована на Юг, чем св. Архангела Гавриила которая стоит рядом с колокольней.

Церковь Введения и главная трапезная палата были построены в 1519 году на месте старой деревянной монастырской трапезной. за 12 лет до церкви Архангела Гавриила.

Что то тут не так. Что то не договаривают нам историки.
карта


Сергиева Лавра. для сравнения.



Строительство храмов так называемого ,,до монгольского периода,, и апосля отличается.
Если книги переписать можно, надгробные плиты уничтожить то переориентировать строения не возможно.





Церковь Преображения была возведена в 1595 году над Водяными воротами, которые служили парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера.
До 1909г была одноглавой без кокошников.







Двухэтажный домик келаря с воротами, расположенный между двумя церквями Преображения и Введения, был возведен в последней четверти XVII века.
Келарь по нашему завхоз. Что бы жратва всегда была заготовлена.







Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 03:00 | Сообщение # 10
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline






Для туристов, которых привозят на импортных больших автобусах тут все предусмотрено. Парадные дороги с ровными плитами, валунами случайно не побеленными и указателями, а на задворках дорожки где водят экскурсоводы с заученными словами, присыпаны гравием и оставлены следы разрушения стен. Без артефактов разрушения, древность не визуализируется, цену входного билета 1000р нада оправдать. Шестьсот лет однако монастырю и тут же в маленьком закаулке экспозиция, что бы мы есчо сильнее погрузились в вековую историю. Билет нада пакупать в кассе при входе в монастырь. Оптом экспозиции будут дешевле, есле все сразу 5000р. Окул порожков есть механизмы для очистки обуви. Применимость и частота мусорных урн вызывает иронию. Туда чего нада буклеты выкидывать после экспозиций?







Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 03:02 | Сообщение # 11
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Акценты на древность.









Поваренные кельи.


Наверно повара тут жили а можт склад со жратвой. Зачем жернова от мельницы украшают полисадник трудно сказать.
Труб от печей не видно. Как согревались кельи и где дрова лежали, нам не говорят.









Идем дальше. Народу никого, вечер и понедельник.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 03:04 | Сообщение # 12
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline



Утка






дуб 2 века




Стена вся из артефактов. Валуны подложенные для осознания визуализация древности. Которые взяли и вкопались в землю глубже чем стена операвшаяся на них.





Деревянные ворота или калитка покосившиеся символизируют....
У нас будет возможность посмотреть на научных сотрудников музея и даже послушать их научные наработки в области монастырестроения и содержания.



Аккуратно не прикасаясь к древним покосившимся воротам, которые висят с основания монастыря, мы проходим к внешним толстым и грозным в прошлом, стенам монастыря.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 13:27 | Сообщение # 13
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
За разрушающейся стеной мы видим мир евростеклопакетов и евроремонт, очевидно для будущих икспозиций с чашечкой кофе и гамбургером.







Своим внезапным появлением тут, вспугнул птиц которые почему то сидели на свезенную кучу камней, плит и старых валунов.





Плиты и камни. Им есчо не придумали применение пока лежат в куче.
Можт потом сделают экспозицию об устройстве погостов в монастырях. Поговорим об этом чуть позже.



На некоторых плитах видны усердные работы по зачистке рисунков на лицевой стороне.









Все красиво и со вкусом. Как в современных офисах, скользкие отполированные мраморные ступеньки при входе и стеклянные пластиковые двери.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 18:26 | Сообщение # 14
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Со стороны хозяйственного двора, где за стеной еврослеклопакеты видим большое здание справа это Поварня, потом трапезная, колокольня и собор, слева кельи.



Колокольня устроена здесь не ранее начала XVII века; фасад и план ее изменялся много раз.
Большой колокол, именуемый «Мотора», без ушей (сорвались во время благовеста) на железных болтах, весом 1200 пуд. (19 тонн)
2-й колокол, именуемый «Лебедь», весом 400 пуд, (6.4т) слит в 1756 г. также здесь, в Кириллове;
Колокол, именуемый «Апостольский» или «Полилейный», весом 205 пуд 30 фунтов, вылитый в 1760 г. на месте же, Белозерского цеха мастером Иваном Сухаревым.
всего 17 колоколов . один иноземный на латыне надписи

Колокол иностранного литья, с надписью: «TSER VERA VIRTYS ТАСІТА ANNO М. DC. XL. IV». Далее слова заклеймены.
«IESVS SAGATUA ОР NOBIS MENTE SE ТАМ SPONTANEAM HONORE DEO VТ PRIE LIBERATIONE»; под изображением стоящего Спасителя: «SALVATOR MYNDI». На средине с другой стороны:

...........................................................................................

Колокол Кирилло-Белозерского монастыря

В XVIII столетии в Кирилло-Белозерском монастыре дважды производилась замена большого колокола, новые колокола отливались в 1738 и 1756 годах. В 1750-х годах в монастыре была возведена пятиярусная колокольня и отлит новый большой колокол, взамен старого, разбившегося при звоне. Из надписи, имевшейся на этом колоколе, следовало, что его отлил московский мастер Иван Гаврилов в 1755 году. Длина окружности его нижнего края равнялась - 9,04 м, высота от нижнего края до уровня ушей - 2,17 м, нижний диаметр - 2,84 м, наиболее вероятный вес колокола - около 1200 пудов. В описаниях XIX - начала XX веков большой кирилловский колокол назывался "Моторой".

7 августа 1734 года, во время служения в монастырском соборе благодарственного молебна о русских военных победах в Польше, большой колокол "от звону" разбился. Долго оставаться без большого колокола монастырь не мог, поэтому монастырские власти сразу же начали хлопотать о его переливке.

К весне 1738 года было решено, что переливать колокол следует в монастыре. В мае монастырские власти заключили контракт на переливку большого колокола с московским колокольным мастером Михаилом Ивановичем Моториным и его подмастерьем Гаврилой Лукьяновичем Смирновым. За работу рядили с пуда по сорок копеек. Вес будущего колокола определялся, приблизительно, около восьмисот пудов. Материал, из которого он должен был отливаться, равно как и все, необходимые припасы и инструменты обеспечивал монастырь. Мастера с подмастерьем и тремя учениками монастырь обязывался на своих подводах привезти из Москвы в Кириллов, а когда все закончится - отправить назад, на все время работы обитель давала им кров и стол. Мастеровых людей - кузнецов, плотников, столяров и печников, чье участие было необходимо на различных стадиях процесса изготовления колокола, предоставлял монастырь. В контракте особо оговаривалось, что если первая отливка по какой-либо причине выйдет неудачной, "то в другой раз перелить ему же, мастеру Моторину и с подмастерьем Смирным за те ж взятые денги без всякого отрицания". В задаток колокольному мастеру было дано сто рублей. Остальные деньги, из расчета веса нового колокола, ожидали литейщиков по окончании их работы.

В июле 1738 года поврежденный колокол был спущен с колокольни и разбит. Получилось 28 больших кусков весом от 10 до 54 пудов, да "мелочи", то есть небольших осколков, набралось на 55 пудов. Общий вес колокольной бронзы, подготовленной для нового колокола, равнялся 863 пудам 29 фунтам. Отливка большого колокола была произведена между октябрем - ноябрем 1738 года. Монастырь с этого времени стал владельцем нового большого колокола, весящего тринадцать с половиной тонн.

К середине 1750-х годов вновь назрела необходимость отливки для Кирилло-Белозерского монастыря нового большого колокола, так как колокол, изготовленный в 1738 году, оказался разбит. Для монастыря это была большая беда, поскольку, из-за этого "оная святая обитель звоном доволнаго украшения не имеет".

21 марта 1755 года вологодский епископ Серапион дал свое благословение отлить новый монастырский колокол весом в тысячу пудов. Колокольного мастера, способного выполнить эту нелегкую задачу, искали в Москве. К тому времени Михаил Иванович Моторин, отливавший большой монастырский колокол семнадцать лет назад, скончался. Дело литья колоколов продолжила его вдова, колокольных дел цехмейстерша Катерина Артемьевна Моторина. Монастырь счел возможным обратиться к ней, и она согласилась послать в обитель одного из своих подмастерьев. Выбор пал на Ивана Гавриловича Смирнова - сына Гаврилы Лукьяновича Смирнова, который в свое время принимал участие в отливке большого колокола для Кирилло-Белозерском монастыря.

В июле 1755 года в Кирилло-Белозерском монастыре были разработаны условия переливки большого колокола. Видимо, тогда же и заключили контракт с Иваном Гавриловичем Смирновым, которому поручалось отлить новый большой колокол "добрым мастерством, с приличным на оном украшением и надписью".

Точная дата отливки нового большого колокола Кирилло-Белозерского монастыря - 16 января 1756 года, содержится в свидетельстве, которое было выдано в обители литейщику. На самом же колоколе, в качестве даты его изготовления указан 1755 год. Вероятно, при подготовке колокола к отливке, подразумевалось, что она будет произведена в 1755 году, что и было зафиксировано в надписи на колоколе, но действительное время отливки, перевалив за рубеж нового года, пришлось на середину января 1756 года, между тем, ввести изменения в надпись уже не представлялось возможным. Вес нового колокола следует определять в пределах 1100-1200 пудов.

По всей видимости, в связи с появлением нового большого колокола, в Кирилло-Белозерском монастыре начались работы по перестройке колокольни при Успенском соборе. Контракт на ее сооружение был заключен с каменщиком Спасо-Прилуцкого монастыря Федором Жуковым в 1757 году, а к весне 1759 года строительство приблизилось к завершению. В марте 1759 года был подписан договор с вологодским купцом Борисом Федоровичем Терентьевым на изготовление и поставку в монастырь канатов, требующихся для подъема колоколов. Вероятно, летом или осенью того же года все колокола, в том числе и самый большой, новоотлитый, заняли свои места на новой колокольне.

Двадцатитонный колокол, появившийся на свет в 1756 году, оказался гораздо долговечнее своего предшественника, ему было суждено благополучно дожить до советского времени. По признанию современников, его мощный голос служил красивой основой монастырского колокольного звона, а сам он являлся гордостью и украшением одного из самых знаменитых северных монастырей России. В январе 1932 года, этот колокол, наряду с другими кирилловскими колоколами, был разбит и отправлен в переплавку.

буквы





Колокольня своей восточной стороной тесно примыкает к Западной стене Архангельской церкви, отчего получается как бы одно целое здание в связи с Введенской и упоминаемой церковью Архангела Гавриила.


Вместе с тем, архитектурный язык памятника еще связывает его с более древними сооружениями, составляющими ядро ансамбля, поэтому колокольня не кажется в архитектурном комплексе монастыря таким чуждым, диссонирующим элементом, как построенные несколько позднее церковь Кирилла или пристройка на месте западной паперти Успенского собора. Колокольня играет немаловажную роль в общем силуэте монастыря. При взгляде издали она как бы собирает вокруг себя остальные сооружения и создает в центре достаточно сильный акцент, подчиняющий себе отдельные вертикали церквей и башен.


Дефендер 110. 2008г.
 
ГенриДата: Воскресенье, 30.01.2022, 19:23 | Сообщение # 15
Царьгорынах
Группа: Администраторы
Сообщений: 25961
Статус: Offline
Близ Успенского собора, с северной стороны, видятся две небольшие каменные древние церкви, сооруженные над родовыми усыпальницами князей Воротынских и Телятевских. Первая устроена усердием вдовствовавшей княгини Воротынской во имя равноапостольного князя Владимира.





В древности, до XV в. не было у нас в обычае строить церкви над могилами частных лиц; благотворительных же и почетных особо погребали в обителях близ или в паперти какого-либо храма.
Так, по обычаю того времени, положены в обители Кирилловой, в паперти Успенского собора, боярин Федор Иванович Шереметев, скончавшейся у мощей Преподобного под именем схимонаха Феодосия, и многие из их рода.
Даже преп. Кирилл положен между стен двух церквей Успенской и Трапезной. Над прахом же князей Воротынских и Телятевских устроены там вопреки обычаю упомянутые две церкви.

Царь Иван Грозный ругался говорят. Сильно. Типа Преподобный на улице а бояре в храме.
,,у Вас, – писал царь, «над Воротынским церковь, а над Чудотворцем нет… и сие не добро …,,
Когда царь ругается это плохо. Быстренько построили в 1585 году церковь над Преподобным, потом через 200 лет сломают и поставят побольше.





Здесь покоится прах всей фамилии князей Воротынских. И самого именитого князя Михаила Воротынского, прозванного под Казанью слугою Государевым, за свои великие подвиги, главный воевода против татар и первый вестник победы. Он сокрушил под Москвой и полчища Девлет-Герея Крымского, когда, в отсутствии Иоанна, дерзнул хан подступить к его столице.

Здесь же покоятся тела трех настоятелей обители:
1) Вавилы, умершего в 1671 г.,
2) Порфирия, скончавшегося в 1817 г. и 3) Гедеона – в 1829 г., о чем гласят надписи на каменных плитах.






Артефакты. Что бы видно было что это все таки музей историко-архитектурный.





Успенский собор и Епифаниевская церковь



Над склепом князей Телятевских поставлена в 1645 г. смежная с Владимирскою небольшая церковь св. Епифания Кипрскаго. Это было молитвенное, т. е. иноческое имя основателя церкви князя Федора Телятевскаго, постригшегося в обители Кирилловой. В ней он и скончался в 1654 г. Предварительно эту церковь, построенную в честь своего ангела, князь-инок обеспечил своим вкладом.





Дефендер 110. 2008г.
 
Форум » Путешествия и мероприятия » Фотоотчеты » Кирилло-Белозерский монастырь. 2021 (7 Сентября 2021г. Осенньняя прогулка.)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Конструктор сайтов - uCoz